1740
The land on # 48 Nevsky Prospekt was owned by architect M. G. Zemtsov from 1740. He began to build his house on this place, but did not finish it as he died in 1743. After his death, the land site was purchased from his widow by Empress Elizabeth in 1747. Then the land changed owners many times. Dutch Ambassador Baron Gekkern and his adopted son Georges d'Anthes were one of the house's residents. They lived here in 1836.

1848

The St. Petersburg Passage was opened on the 9th (22 th) of May 1848. Aristocrat Count Yakov Ivanovich Essen-Stenbock-Fermor worked out the idea of a new shopping gallery. The Golitsinskaya gallery in Moscow became a prototype of the building. On the first floor of the Passage there were warehouses, on the second floor - spaces for trade companies, and on the third floor - residential areas. A concert hall was located in the building on Italianskaya street. The name of the shopping center - "Passage" - is based on the French word "passer", which means to wander. The covered street-gallery was 180 meters long.


1850–1890

The Passage was not only the center of St. Petersburg's trade in the middle of the century, but also a center of a social life and was a popular place for business and social meetings. The Passage became a fashionable place and it was a must to visit it. In 1858 the largest education center in the city was built in the Passage, where public lectures were reading and books were distributing.


1897–1900

A next owner of the Passage was Princess N. A. Baryatinskaya. Seemingly intentionally, on the 21st of January 1898, the year of Passage's 50th anniversary, the building was reconstructed after it had burnt. There was not only a reconstruction of facades and interiors, but also a profound technical modernization.

On the 1st of January 1900 Passage was closed on reconstruction, which was completed for less than one year. The renew Passage was appeared before public as an imposing monumental building with an additional floor and a high attic, standing out from the surrounding buildings. In addition to countless improvements of the interiors there were also installed the highest elevator at the time and a power plant for lighting and heating. The glass roof was reconstructed.

Permanent tenants and respectable merchants began to return in the Passage. A branch of "Lyons Credit" – the first foreign bank in Russia was placed on the first floor.


1900–1906

In 1901 a theater was opened in the Passage, in 1904 this theater received the name – Drama Theater. The theater had a success due to performances of Vera F. Komissarzhevskaya – the star of the Alexandrinsky Theater. She had left the imperial stage to create a fundamentally new theater in harmony with the current time.

Society needed changes. In a situation of lawlessness, employees of shops and stores joined together in unions to fight for their rights. On the 9th of January 1905 after shooting against the proletariat march on Vosstaniya square (Znamenskaya), the first stage of revolution had been started. And it ended with a legalisation of the 12 hour working day, which became a victory, even though it was a temporary victory.


1906–1917

Passage traders faced to a stronger competition than ever before at the beginning of the 20th century. By 1906 the number of commercial enterprises in St. Petersburg had grown to 12,000 and exceeded 16,000 in 1914. The Passage was continuing to play an important role in the cultural life of the capital as it hosted regular exhibitions of artists, movies, and entertainments. The Passage theater was rented by various teams, most notable of them was the Moscow Theater named after S. F. Saburov in 1913.

The beginning of the World War I on the 19th of July 1914 negatively affected the country and led it to economic crisis. Another wave of dissent led to revolution. The political system of the country dramatically changed: firstly in February 1917 with the advent of the Kerensky government, and then in October of the same year, when the Bolsheviks came to power.


1917–1933

In October 1917 the Soviet era began, which dramatically changed Russian history. In May 1920 the Government passed an order to forbid non-State trade. Consequently, the Passage as a private store ceased to exist.

The supermarket reopened on the 3rd of February 1922 as a cooperative enterprise owned by the Petrogradsky common consumer society with a new name, "Universal Passage," and was intended to represent the progress of Soviet cooperation.

In September 1933 the Passage became an illustrative department store in the state trade system.


1989–1995

In late 1980s, the country was included in lease relations. In 1989, the Passage was one of the first department stores which employees rented department store equipment. Having received its financial and economic independence in 3 years, the Passage became a closed joint-stock company (JSC "TPF" Passage "). In May 1993, the Passage became a member of the International Association of trade centers.

The Passage wanted not only to maintain its architectural heritage, but also to restore its initial appearance, which had been distorted by repeated alterations.

In 1992-1994, the trade halls were decorated with chandeliers and ceiling lamps, designed according to historical sketches. The area of the newly-opened supermarket was more than 700 sq m and there were more than 7000 types of food items selling there. On the 18th of August 1994, a new hall of stores selling shoes and other related items was opened with an area of about 600 sq m on the second floor of Passage.


1998

The Passage celebrated its 150th anniversary this year.

During the anniversary year, many halls were repaired and equipped with modern commercial equipment. Reconstruction of the main building was realized, along with floor replacements and elevator installations. The Passage buildings on # 17 Italianskaya street were also renovated.

All that was created and accomplished in the Passage over a century and a half represents the achievements of several generations. Passage workers have always been characterized by the highest human qualities. Many Passage workers were recognized with government awards, and three of them were awarded the title of Honored Worker of Trade of the Russian Federation.


2000...

The Passage today is not only a part of St.Petersburg's historical heritage, but also a prosperous contemporary business enterprise.

More than 10,000 customers visit the Passage daily, and during the holiday season the customers flow triples. Currently, Joint-Stock Company "Passage" is the largest center of boutique trade with an established professional team of likeminded people who value traditions and the reputation of the company. Customer service has been steadily growing, collections are updated, and product lines of goods are expanding.

In the future, a multi-functional shopping complex is planned to be built on the area adjacent to "Passage" on Italianskaya Street. 17.

1740
С 1740 года участок дома №48 на Невском проспекте принадлежал архитектору М.Г. Земцову. Здесь он начал строительство собственного дома. Сделать это архитектор не успел, так как умер в 1743 году. У его вдовы участок был выкуплен в 1747 году императрицей Елизаветой Петровной. Далее он неоднократно менял своих владельцев. Среди жителей находящегося здесь дома в 1836 году числились голландский посол барон Геккерн со своим приёмным сыном Жоржем Дантесом.

1848
Петербургский Пассаж открылся 9 (22) мая 1848 года. Автором идеи постройки новой торговой галереи стал аристократ, граф Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор. Прототипом здания послужила Голицинская галерея в Москве. На первом этаже Пассажа были размещены склады, на втором –помещения для торговых заведений, на третьем – жилые помещения. В корпусе со стороны Итальянской улицы разместился концертный зал. Название универмага «Пассаж» происходит от французского «passer» – бродить. Крытая улица-галерея здесь протянулась на длину 180 метров.

1850–1890
Пассаж в середине века – это не только центр петербургской торговли, но и точка сосредоточения общественной жизни, излюбленное место для деловых и дружеских встреч. Пассаж входит в моду, как место, где необходимо побывать. В 1858-м году здесь возникает просветительский центр, крупнейший в городе, где читают публичные лекции и распространяется доступная литература.

1859–1863 годы – время расцвета в Пассаже литературных чтений, ставших необычайно популярными благодаря участию именитых русских писателей.
Последующий период 1865–1890-х, может быть охарактеризован плавным угасанием интереса к Пассажу. Причин тому несколько, но основными считается бурный рост населения города и следующее за ним появление множества новых фешенебельных магазинов, которые стали составлять зданию на Невском 48 достойную конкуренцию.


1897–1900

Пассаж перешел к новой владелице княгине Н.А. Барятинской накануне своего 50-летия. Как назло, 21 января юбилейного 1898 года в здании случился пожар, последствия которого послужили толчком к началу его реконструкции. Пассажу предстояла не только реконструкция фасадов и интерьера, но и глубокая техническая модернизация.

1 февраля 1900 года Пассаж закрывается на реконструкцию, которую удалось завершить менее чем за один год. Обновленный Пассаж предстал перед публикой импозантным, монументальным зданием, выросшим на этаж, увенчанным высоким аттиком и уже не теряющимся среди окружающих домов. Помимо бесчетных усовершенствований в интерьере и отделке, в здании на Невском 48 был установлен самый большой в те времена лифт, электростанция для освещения и обогрева а также реконструирована стеклянная кровля.


1900–1906

В 1901 году в Пассаже открывается театр, который в 1904-м году получает звание драматического. Успех театру обеспечивает звезда Александринского театра Вера Фёдоровна Комиссаржевская. Она покидает императорскую сцену, чтобы создать принципиально новый театр, созвучный зову времени.

В обществе созревала потребность к переменам. Существующие в обстановке полного бесправия, служащие магазинов и лавок объединяются в кружки для борьбы за свои права. 9 января 1905 года, после расстрела мирного шествия пролетариата на площади Восстания (Знаменской), в стране начинается первый этап революции, закончившейся введением 12 часового рабочего дня, событием, ставшим неполной и временной, но все же победой.


1906–1917

В начале XX века торговцам в Пассаже приходится выдерживать ещё более сильную конкуренцию, чем раньше. К 1906 году количество торговых предприятий в Петербурге взросло до 12 000, а в 1914 превысило 16 000. Пассаж продолжает играть заметную роль в культурной жизни столицы: здесь регулярно проводятся выставки художников, появляется кинотеатр, увеселительные заведения. Зрительный зал Пассажа сдается в аренду различным коллективам, наиболее заметным из которых к 1913 году стал московский театр С.Ф. Сабурова.

Начало Первой мировой войны 19 июля 1914 года крайне негативно сказалась на состоянии страны, приведя к экономическому кризису. Очередная волна протестных настроений приводит к революции. Политический строй страны кардинально меняется: сначала в феврале 1917 года с приходом правительства Керенского, а затем и в октябре этого же года, когда к власти приходят Большевики.


1917–1933

В октябре 1917 года началась советская эпоха, резко изменившая судьбу России. В мае 1920 года правительство принимает постановление о запрещении негосударственной торговли. Пассаж как частный магазин перестал существовать.

Универмаг вновь открылся 3 февраля 1922 года как кооперативное предприятие, принадлежащее Петроградскому единому потребительскому обществу с новым именем «Универсаль Пассаж» и был призван олицетворять успехи советской кооперации.

В сентябре 1933 года Пассаж становится образцово-показательным универмагом в системе государственной торговли.


1989–1995

В конце 80-х годов в стране началось внедрение арендных отношений. В 1989 году, одним из первых, коллектив Пассажа взял в аренду оборудование универмага. Обеспечив за 3 года свою финансовую и экономическую независимость, Пассаж стал закрытым акционерным обществом (ЗАО «ТПФ «Пассаж»). В мае 1993 года Пассаж становится членом Международной ассоциации торговых центров.

Пассаж стремится не только сохранить свое архитектурное наследство, но и во многом вернуть ему первоначальный облик, искаженный неоднократными переделками.

В 1992 – 1994 годах торговые залы украсили люстры и плафоны, изготовленные по историческим рисункам. Открылся супермаркет площадью более 700 м2. В нем продается свыше 7000 наименований продовольственных товаров. 18 августа 1994 года на 2 этаже галереи открылся зал по продаже обуви и сопутствующих товаров площадью около 600 м2.


1998

Славный путь прошел Пассаж за 150 лет своей истории.

В юбилейном году отремонтированы и реставрированы многие помещения, установлено современное торговое оборудование. Предусматривается реконструкция основного здания Пассажа, планируется замена полов в галерее и установка лифтов. Подвергнутся реконструкции и корпуса универмага по Итальянской, 17.

Всем, что создано в Пассаже за эти полтора века, он обязан труду нескольких поколений пассажевцев. Им всегда были присущи самые высокие духовные и трудовые качества. Труд многих из них отмечен высокими правительственными наградами, а троим присвоено звание заслуженного работника торговли Российской Федерации.


2000...

Сегодня Пассаж это не только часть исторического наследия Санкт-Петербурга, но и процветающее торговое предприятие нового типа.

Ежедневно Пассаж посещают более 10 000 покупателей, а в дни предпраздничной торговли покупательский поток увеличивается втрое. В настоящее время закрытое акционерное общество Пассаж является крупнейшим центром бутиковой торговли с уже сложившийся высокопрофессиональной командой единомышленников, которая дорожит традициями и репутацией фирмы. Постоянно повышается уровень обслуживания покупателей, обновляются коллекции, расширяются ассортиментные группы товаров.

В будущем планируется создать многофункциональный торговый комплекс, используя для этого площади, примыкающие к Пассажу по Итальянской улице, дом 17.

В 2011 году Пассаж был приобретен американской инвестиционной компанией Jensen Group.