ПассажLib приглашает посетителей

Пассаж
В Пассаже открывается новая интеллектуальная площадка ПассажLib. Проект стартует cпросветительского цикла лекций, подготовленного Государственным Русским музеем.

Культурно-просветительский проект ПассажLib, созданный по инициативе библиотеки им. В. В. Маяковского, ТД «Пассаж», Государственного Русского музея, рассчитан на широкую аудиторию. В рамках работы новой площадки запланированы лекции, семинары, мастер-классы от наиболее интересных спикеров и деятелей культуры России. Лекционную программу первого цикла подготовили ведущие специалисты музея. Программа цикла рассчитана на год. На площадке ПассажLib будет представлена литература по теме лекций. Вход на все мероприятия свободный.

Напомним, что отдел крупнейшей библиотеки города работает в ТД «Пассаж» уже полгода. За время работы отдела работниками библиотеки было проведено более 1000 консультаций, Литературную гостиную Пассажа посетило более 1000 человек, записалось более 100 человек.

В отделе можно записаться в библиотеку, получить Единый читательский билет для пользования всеми районными библиотеками Санкт-Петербурга, получить пароли к Литрес, полнотекстовым базам данных, сдать или взять на дом книги из любого отдела библиотеки им. В. В. Маяковского, продлить срок пользования ими, заказать издания из других отделов библиотеки, получить информацию о наличии книг в библиотеках города.

В Литературной гостиной подобран небольшой фонд, где представлены новинки, книги по истории города, искусству, а также русская и зарубежная художественная литература.
Любой посетитель может поучаствовать в буккроссинге: принести свою книгу, а взамен взять другую совершенно бесплатно.

Программа лекций на ближайшее время:

  • 28 февраля (пятница), 19:00. Екатерина Амфилохиева, искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Русского музея.
«Без блина — не масленица, без пирога — не именины». Обычаи и традиционная кухня русских праздников.

Старинные традиции, обряды, очарование девичьих нарядов и удивительная красота предметов народного быта во все времена привлекала русских и иностранных художников. Изобразительное искусство и литература буквально изобилуют описаниями красочных сцен праздников, обрядовых трапез и шумных застолий. В ходе лекции рассматривается многообразие русской народной культуры сквозь призму истории костюма, ремесел, праздничных традиций и кулинарного искусства.

  • 13 марта (пятница). 19:00 – Алексей Курбановский, доктор философских наук, главный научный сотрудник Государственного Русского музея.
"И.Е. Репин: занимательная антропология"

Лекция приурочена к выставке в ГРМ, посвященной 175-летию со дня рождения И.Е. Репина. Можно сказать: центральная тема творчества Репина — человек; все его произведения — это либо портреты, либо общественно-политические или исторические сцены. Но следует иметь в виду, что понятие о «человеке» суть историко-социальный конструкт; во второй половине 19 века оно связывалось с развитием биологии, антропологии и других «точных наук». Из автобиографической прозы Репина можно понять, какие книги он читал (Дарвин, Бюхнер, Ломброзо), что произвело на него впечатление; соответственно, творчество автора надо рассматривать в связи с культурно-историческими условиями времени. В таком плане и построена лекция.»

  • 28 марта (суббота), время уточняется
Елена Станкевич, искусствовед, заведующий методическим отделом Государственного Русского музея
Музыканты — лауреаты международных конкурсов Николай Мажара (фортепиано), Михаил Крутик (скрипка)
«Что есть истина?». Евангельский цикл Николая Ге

На протяжении всей своей жизни Ге обращался к Священному Писанию в поисках тем для своих работ. Увидев в евангельской истории прежде всего человеческую драму, художник стремился воплотить в искусстве свои представления о вечном, о столкновении могучих сил и страстей, о преодолении сомнений и обретении веры, о бесчеловечности страдания и о страдании, пробуджающем человечность. «ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?» - вот тот вопрос, который звучит во всех произведениях страстного цикла Ге - от «Тайной вечери» до «Распятия».

  • 3 апреля (пятница), 19:00
Александр Кибасов, философ, ведущий методист Государственного Русского музея
Что нового было в русском авангарде

  • 10 апреля (пятница), 19:00.
Алексей Курбановский, доктор философских наук, главный научный сотрудник Государственного Русского музея.
"Человек и его башня": В.Е. Татлин в возможном прочтении советских психоаналитиков 1920-х годов

В 1920-годы в Советской России был чрезвычайно популярен психоанализ, который считали «материализмом в психологии», существенно дополнявшим марскистские установки в социальной сфере. Советский психоаналитик И.Д. Ермаков предложил фрейдистские прочтения творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.А. Врубеля. В лекции делается научная гипотеза о возможности подобной же интерпретации творчества В.Е. Татлина; каждое выдвигаемое положение подкрепляется ссылками на переводную психоаналитическую литературу, доступную в 1920-е годы. Делается заключение о связи творчества художника с аналитически-разоблачительным пафосом, свойственным интеллектуальной среде эпохи.»

  • 17 апреля (пятница), 19:00
Александр Кибасов, философ, ведущий методист Государственного Русского музея
Автоматизм и критика в концептуальном искусстве

  • 24 апреля (пятница), 19:00
Курбановский Алексей, доктор философских наук, главный научный сотрудник Государственного Русского музея.
"Всадники без головы": Энди Уорхол и советский суровый стиль.

Официальная история советского искусства строилась на представлении о непримиримом противостоянии «социалистического» и «буржуазного», то есть, реалистического и модернистского направлений в творчестве. Но как часто бывает, члены «оппозиции» в чем-то дополняли друг друга. В лекции рассматривается культура 1960-х годов, когда и в западном, и в советском обществе демографически доминировала молодежь. Культура 60-х оказалась пронизана тенденциями «взыскания молодежью суверенности», то есть, созданием своего собственного «культурного андеграунда» — на основе пародии на всепроникающую рекламу, поиска новых, эклектичных средств художественной выразительности: это мотивы экзистенциализма и «Великого Отказа», экзотики и избирательно прочитанного эстетического наследия. «Идеология консюмеризма» оборачивалась «теорией растраты», а «молодежный гедонизм и эскапизм» сочетался с массовыми демонстрациями против войны во Вьетнаме и студенческими протестами «парижского мая ‘68-го»

  • 15 мая (пятница), 19:00
Елена Станкевич, искусствовед, заведующий методическим отделом Государственного Русского музея
«Два века русской живописи и скульптуры»: парижский проект Сергея Дягилева

Лекция посвящена первой из международных акций С. П. Дягилева - выставке «Два века русской живописи и скульптуры», показанной в 1906 году в Париже на Осеннем салоне. Экспозиция, открытая в Гранд-Пале, вобрала лучшее из дягилевских выставочных проектов в России. Перед глазами европейского зрителя предстали сокровища, ранее никогда не покидавшие стен царских и великокняжеских дворцов, Исторического музея в Москве и музея Академии художеств в Петербурге, а также из многих частных коллекций.

Во вступительной статье каталога Дягилев писал: «Настоящая выставка представляет краткое обозрение развития нашего искусства, составленное под современным углом зрения. <…> Это верный образ сегодняшней художественной России, ее искреннего одушевления, ее почтительного восхищения перед прошлым и ее горячей веры в будущее»